13 октября 2017

Ар-нуво в архитектуре Петербурга. Особняк В. И. Шене

1903-1904,
архитектор В. И. Шене
СПб, Каменный остров, Сквозной проезд, 3
В противоположность дому Набоковых, особняк архитектора В. И. Шене воплощает глубинные структурные принципы нового стиля. Он расположен не в плотной городской застройке, а в парковой среде, поэтому его объемная композиция воспринималась со всех сторон. Особенно важно, что зодчий, один из пионеров петербургского модерна, строил для себя. Основные интенции нового стиля, его жизнестроительные устремления полнее всего выразились именно в собственных домах архитекторов. Такие дома становились своего рода манифестами. В них материализовались индивидуальные взгляды и пристрастия авторов, поиски образа идеального жилища для творческой личности. Программными произведениями модерна стали собственные дома А. Ван де Вельде и В. Орта, Й.-М. Ольбриха и П. Беренса, Л. Сонка и Э. Сааринена, Ф. О. Шехтеля и Л. Н. Кекушева.
Шене работал над проектом с 1900-го по 1903 г. Сначала он задумал сложную павильонную композицию — «храм труда», который мыслился вместилищем художественной жизни. В общей идее и стилистике проекта, в символических статуях по сторонам арочного портала сквозят отголоски сооружений Дармштадской колонии художников, возведенных к 1901 г. австрийским архитектором Й.-М. Ольбрихом на средства великого герцога Эрнста-Людвига Гессенского. Этот вариант Шене не был реализован, видимо, из-за недостатка средств. В проект комплекса входил небольшой флигель под высокой крышей, который затем превратился, в измененном виде, в существующий особняк. Окончательный вариант был разрешен к постройке Городской управой 30 мая 1903 г.
Особняк ШенеОсобняк Шене стоит неподалеку от дачи Е. К. Гаусвальд — на другом берегу Большого канала. Он также связан с неоромантической версией модерна, но отличается от более ранней постройки архитектора зрелой строгостью стиля и чистотой формы. Компактный прямоугольный план, ясное и лаконичное объемное построение, лапидарная гладь стен — новые качества петербургского модерна. Фасады особняка решены по-разному, и все они равноценны. Высокая двускатная с переломом кровля срезает второй этаж, превращая его в мансардный. «Средневековые» аллюзии — башня, щипцы, фахверк — выверенно соотнесены с рациональной основой сооружения. Фахверк откровенно декоративен: он сделан из тонких планок и частично оторван от торцовых стен. Со стороны входа архитектор вновь обыграл экспрессивный прием контрастного сопоставления абстрактных геометрических тел: куба (тамбур), цилиндра (башня) и конуса (шатер). По сравнению с дачей Гаусвальд здесь эти объемы теснее сплочены, врезаны один в другой. Архитектор смело и убедительно выявил красоту и выразительность геометрически чистых и обобщенных форм. Мощный пластический эффект дополнен сочетанием фигур на плоскости: прямоугольник тамбура прочерчен округлой аркой.
Шене следовал в русле нового движения, опиравшегося на опыт строительства английских коттеджей. Он, несомненно, воспринял идею эстетизации «народной простоты» жилища, реализованную в творчестве Ч. Войси. К английскому домостроительству восходит также пространственно интегрирующая роль холла — «жилого вестибюля» (выражение Э. Ю. Купффера). Об американских истоках композиции напоминают, в частности, башня и террасы. Здесь вновь можно вспомнить «американский дом» в имении «Райки», построенный в 1900-1901 гг. москвичом Л. Н. Кекушевым. Он решен компактным блоком с высокой двускатной крышей и цилиндрической башней.
И все же самыми близкими прототипами особняка явились работы блестящего мастера сецессиона Й.-М. Ольбриха — дома под Веной и в Дармштадте, в первую очередь — особняк Г. Келлера (1899-1900). Изысканная симплификация, ясность объемной структуры, очищение стенных плоскостей, абрис кровли, игра в фахверк, неназойливые исторические реминисценции — все эти особенности перешли в произведение Шене. Особо следует отметить трактовку окон. Они свободно разбросаны по стенам — соответственно внутренней планировке, масштаб их меняется от миниатюрных до крупных, отсутствие обрамлений и мозаики подчеркивает форму и контур самих проемов. Широкие прямоугольные, горизонтальные и сегментообразные окна, портал в форме «омеги» также, вероятно, подсказаны Ольбрихом (дом Глюкерта в Дармштадте). В промежуточных вариантах фасадов с вкраплениями растительных узоров и майоликовыми фризами (1902) это сходство было еще более заметным. Но затем Шене свел декор к минимуму.
Выступ дымохода на одной из торцовых стен превращен в лопатку с вертикальными бороздками и львиной маской — характерный штрих венского сецессиона. Некоторые окна перекрыты обнаженными металлическими перемычками. Вслед за другими петербургскими архитекторами (Р. А. Берзеном, К. К. Шмидтом, Ф. И. Лидвалем) он сделал эти чисто конструктивные элементы частью художественного целого.
Особняк ШенеШене творчески переосмыслил свежие зарубежные веяния. Первым в архитектуре петербургского модерна он достиг рафинированной простоты и выразительности обобщенных геометризованных объемов и гладких светлых плоскостей. Его особняк, отмеченный печатью романтики, наметил перспективную тенденцию к симплификации, пуризму художественной формы.
При реконструкции особняка в 1968-1970 гг. была утрачена отделка его интерьеров: деревянные панели, орнаментальные фризы, скульптура.
Ближайшими аналогом собственного дома Шене был построенный им в те же годы особняк художника Я. Я. Бельзена на 2-й Березовой аллее в Каменноостровском парке (снесен в 1968г.). Разработанная здесь комбинация пятигранного выступающего объема с прилегающей к нему террасой перешла и в особняк Э. Г. Фолленвейдера, возведенный на Каменном острове Р. Ф. Мельцером.
Элитарная тема дома для творческой личности нашла на Каменном острове благодатную почву. Многие из его обитателей были связаны с искусством, что сообщало этому месту особую духовную атмосферу. Неслучайно рядом с Шене построили собственные особняки в стиле модерн архитекторы Р. Ф. Мельцер и Ф. Ф. фон Постельс. Здесь начинала складываться своеобразная «колония художников» — некое подобие Дармштадской, примером которой изначально вдохновлялся Василий Шене.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *